Самый лучший край
Программа занятий
Месяц п/п Образовательная деятельность Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) Условия для индивидуальных потребностей детей Литература
Тема образовательной деятельности Задачи педагогической деятельности
Сентябрь 1 Модуль 1. Неживая природа Оренбуржья
Ландшафт Оренбургской области 1.Познакомить с физико-географической картой Оренбуржья, с различиями ландшафтов (равнина, возвышенность, плато). С горным хребтом Южного Урала.
2. Развивать кругозор детей.
3. Воспитывать любовь к малой Родине. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме;
работа с контурной картой;
просмотр отрывка видео «Оренбургская область: Дневник путешественника. Часть 1»;
чтение стихотворения «Дивный край, простор Урала!» Алексея Обычного Подготовка рабочего места с учетом индивидуальных особенностей детей
Чибилёв А.А. Природа Оренбургской области. Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк/ А.А. Чибилев. Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. — 128 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду
2 Полезные ископаемые 1.Познакомить с физической картой Оренбуржья. Дать понятие науке «геология». Познакомить с профессией - геолог, с важнейшими полезными ископаемыми края, их практическим значением, основными свойствами, с местом и способами добычи.
2. Развивать мышление.
3.Воспитать интерес к профессиям.
Рассматривание коллекции минералов и полезных ископаемых, драгоценных камней,
фотографий, иллюстрации полезных ископаемых края.
Подбор материала для «Красной книги» Подготовка рабочего места с учетом индивидуальных особенностей детей
Полезные ископаемые Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – природные условия и ресурсы -http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/prirodres/1631-2012-04-09-07-51-52
Рыжова Н. А. Я и природа : учеб.-метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Октябрь 3 Полезные ископаемые 1.Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми края, их практическим значением, основными свойствами, с местом и способами добычи, с Соль – Илецким рудником.
2.Развивать память.
3.Воспитывать интерес к родному краю. Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией полезных ископаемых края (газ, нефть, соль, яшма)
Создание странички «Красной книги»: Полезные ископаемые Оренбуржья
Подготовка рабочего места с учетом индивидуальных особенностей детей
Полезные ископаемые Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – природные условия и ресурсы -http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/prirodres/1631-2012-04-09-07-51-52
Рыжова Н. А. Я и природа : учеб.-метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
4 Вода, воздух, почва 1.Познакомить с водоемами родного края (р. Урал, р. Сакмара, озеро Развал), их особенностями. Познакомить с понятием «Вода – основной природный ресурс», со значением воды в жизни живой природы.
2.Развивать кругозор.
3.Воспитывать патриотические чувства.
Экспериментирование: ёмкость с водой, стаканчики.
Рассматривание иллюстрации водных ресурсов края.
прослушивание аудиозаписи «Звуки природы. Ручей, река, водопад
Подвижная игра: «Ходит капелька по кругу» Подготовка рабочего места с учетом индивидуальных особенностей детей
Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка: пособие по экологическому образованию дошкольников
Рыжова Н. А. Я и природа : учеб.-метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Ноябрь 5 Вода, воздух, почва 1.Познакомить с понятием «Воздух», с экологической функцией воздуха.
Познакомить с понятием «Почва», с экологической функцией почвы.
2.Развивать логическое мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к природе. Рассматривание иллюстрации ресурсов края почвы. Подбор материала для «Красной книги».
Чтение рассказа «Почва – «живая земля»» Н.А. Рыжова
Создание странички «Красной книги»: Вода, воздух, почва. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Рыжова, Н. А. Воздух-невидимка: пособие по экологическому образованию дошкольников
Рыжова Н. А. Я и природа : учеб.-метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
6 Модуль 2. Живая природа Оренбуржья
Звери Оренбуржья 1.Познакомить с дикими животными, населяющими Оренбургский край (суслик, сурок-байбак, зайцы, лисы и т.д.), со значением животных в природе и в жизни человека.
2.Развивать речь детей.
3. Воспитывать любовь к животным.
Рассматривание фотографий «Животные Оренбургского края»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (сравнительный анализ диких и домашних животных).
Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Млекопитающие Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – Животный мир; 18.04.13г. -http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/fauna/629-2011-05-11-04-15-29
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада
Задачи на второй квартал: - Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в родном крае, воспитывать чувство гордости за его достижения. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Декабрь 7 Звери Оренбуржья 1.Познакомить с дикими животными, населяющими Оренбургский край (суслик, сурок-байбак, зайцы, лисы и т.д.), со значением животных в природе и в жизни человека.
2.Развивать речь детей.
3. Воспитывать любовь к животным.
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией редких животных Оренбургского края.
Чтение: «Лис и мышонок» В. Бианки.
Создание страницы «Красной книги»: Животные Оренбуржья.
Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Млекопитающие Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – Животный мир; 18.04.13г. -http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/fauna/629-2011-05-11-04-15-29
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
8 Птицы Оренбуржья 1.Познакомить с птицами нашего края: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка, рябчик, большой пестрый дятел, желна, ворон, жаворонок, кобчик. Определить значение птиц в природе и жизни человека.
2.Развивать речь детей.
3. Воспитывать любовь к птицам.
Рассматривание фотографий «Птицы Оренбургского края»
Подвижная игра «Птички – невелички»
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией редких видов птиц Оренбургского края.
Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Птицы Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – растительность ; 18.04.13г. - http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/fauna/631-2011-05-11-04-22-02
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Январь 9 Птицы Оренбуржья 1.Познакомить с птицами нашего края: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка, рябчик, большой пестрый дятел, желна, ворон, жаворонок, кобчик. Определить значение птиц в природе и жизни человека.
2.Развивать образное мышление детей.
3. Воспитывать любовь к животным.
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией редких видов птиц Оренбургского края.
Чтение: «Мастера без топора» В. Бианки
Создание страницы «Красной книги»: Птицы Оренбуржья. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Птицы Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – растительность ; 18.04.13г. - http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/fauna/631-2011-05-11-04-22-02
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
10 Насекомые Оренбуржья 1.Познакомить с насекомыми Оренбургского края, характерными для степей: кузнечики, жуки, мохнатые мухи, муравьи, пчелы, осы, шмель, наездник, бабочки.
Определить значение насекомых в жизни живой и неживой природы.
2.Развивать интерес к живой природе.
3.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Подвижная игра: «Медведь и пчёлы».
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией видов насекомых Оренбургского края. Просмотр презентации «Насекомые».
Чтение рассказа «Этажи леса» М. Пришвина
Создание страницы «Красной книги»: Насекомые Оренбуржья. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Насекомые Оренбургской области[Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – Животный мир; 18.04.13 - http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/fauna/635-2011-05-11-05-01-10
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Февраль
11 Растения Оренбуржья 1.Познакомить с природной зоной степей, ее особенностью и растительным миром (ковыль, шалфей степной, тюльпан, кровохлебка, адонис, клевер). Определить значимость растений для человека.
2.Развивать мышление.
3.Воспитывать любовь к природе. Рассматривание фотографий «Растения Оренбургского края»
Дидактическая игра: «Растет – не растет».
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрацией редких видов растений Оренбургского края.
Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Растительные ресурсы Оренбургской области [Электронный ресурс] // интернет-портал информационного центра природы – Животный мир; 18.04.13г. - http://oren-icn.ru/index.php/enzoren/rastit/620-2011-05-11-03-31-32
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
Задачи на третий квартал:
-формирование целостной картины мира старших дошкольников в процессе приобщения к природе родного края, воспитание гражданственности, патриотизма.
- формировать у детей представлений о природе родного края (живой и неживой);
- формировать ценностные отношения к природе родного края в процессе различных видов детской деятельности
и в реальных жизненных ситуациях;
- формировать способности проявлять любовь и заботу о природе родного.
Март 13 Модуль 3. Сохраним и восстановим природу Оренбуржья
1.Способствовать формированию навыков рационального взаимодействия человека с природой, определить допустимые и недопустимые действия в неживой природе.
2.Развивать кругозор детей.
3.Воспитывать бережное отношение к родной природе. Рассматривание иллюстраций полей, рек, озер, леса.
Экспериментирование: два стакана с водой: один – с чистой, другой – с грязной; пустой стакан, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников /З.Ф. Аксенова. – М.:Сфера, 2011. – 128с
14 Сохранение и восстановление мира неживой природы 1.Определить допустимые и недопустимые действия в неживой природе.
2.Развивать навыки рационального взаимодействия человека с природой,
3.Воспитывать бережное отношение к родной природе. Рассматривание иллюстраций полей, рек, озер, леса.
Дидактическая игра: «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем».
Чтение рассказа «Жила-была Река» Н.А. Рыжова Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников /З.Ф. Аксенова. – М.:Сфера, 2011. – 128с
Апрель 15 Сохранение и восстановление мира животных 1.Познакомить с редкими и исчезающими видами животных. Пищевая цепочка.
2.Прививать правила и нормы поведения человека в живой природе.
3.Воспитывать любовь к животным. Рассматривание иллюстрации с исчезнувшими видами животных и птиц, знаков «Правила поведения в природе».
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрациями исчезнувших видов животных. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей Рыжова Н. А. Я и природа: учеб. -метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста
16 Сохранение и восстановление мира животных 1.Познакомить с редкими и исчезающими видами животных. Пищевая цепочка.
2.Прививать правила и нормы поведения человека в живой природе.
3.Воспитывать любовь к животным. Рассматривание иллюстрации с исчезнувшими видами животных и птиц, знаков «Правила поведения в природе».
Чтение рассказа «Кто кого ест» Н.А. Рыжова
Создание страницы «Красной книги»: Исчезнувшие виды животных и птиц Оренбуржья Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Рыжова Н. А. Я и природа: учеб. -метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста
Май 17 Сохранение и восстановление мира растений 1.Познакомить с редкими и исчезающими видами растений.
Правилами и нормами поведения человека в природе.
2.Развивать кругозор детей.
3. Воспитывать любовь к природе.
Рассматривание знаков «Правила поведения в природе»
Чтение рассказа «Природа – наше богатство!» Н.А. Рыжова
Подбор материала для «Красной книги»: картинки с иллюстрациями исчезнувших видов растений. Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Рыжова Н. А. Я и природа: учеб. -метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста
18 Сохранение и восстановление мира растений 1.Познакомить с редкими и исчезающими видами растений.
Правилами и нормами поведения человека в природе.
2.Развивать кругозор детей.
3. Воспитывать любовь к природе.
Рассматривание знаков «Правила поведения в природе»
Создание страницы «Красной книги»: Исчезнувшие виды растений Оренбуржья
Подготовка рабочего места и заданий с учетом индивидуальных особенностей детей
Рыжова Н. А. Я и природа: учеб. -метод. комплект по экологии, образованию дошкольников
Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»